ІІОСІІІІ. ЮТИ 1.10 ПШШ’ПП пи

В Советском Союзе широко прак — I окопалось создание мишеней на базе отрабоїавінпх ресурс серийных п крупносерийных боевых самолетов, коюрыс в паплучшеп сіспспн мог пі ими і ирода и, .пмлогпчные по пазпм — чешно н лстіїо-ісхпнческіїм хараые — рпсіпкам самолеты вероятною про — інвннка.

В 1952 го іу бы ю прнпяю правн — іельсі венное Решение о псрсобору — юваппн самолсюв, вырабоіавінпх ресурс, в ссппл тыс управляемые самолеты-Miiiiiciiii. Рса шзация прог — раммьісоздаїїііяміннспеіі іакого інгіа мої іа дать по пітонам ВВС п ПВО без сутнєє і венных іонол пн тельных з:і і par
мінпсіш с различными летно-техпн — чсскпмп харак ісрпс і икамн. с большой про юлжіп слы юс і ыо полета, практи­чески нс имеющие ограничений по іраскіорнн полета. Оснащение таких мншенен дополните Н. ІЮІІ специаль­ной аппаратурой позволяло имити­ровать воздушные цели боевые самолет противника с любой задан­ной ЭффСК І ИННОЙ поверхностью рассеяния, а также самолеты-пост — повшпкн помех рално юкацнонным станциям.

По всей видимости первыми послевоенными само летам и-мнше — пямп в СССР стали далышс бомбар­дировщики I ппа Sorth Iши кан Я-25С Mitchell. Последние, из снимавшихся с вооружения, бомбардировщики аме­риканского пронзводсіва, постав ісп — ные в годы войны по ленд — шзу, были использованы в качестве бсспило і пых мишеней, как п тяжелые бомбардп — ровшнкпТу-4 при 01 рабо ікезепн шо- ракст ных комплексов снсісмьі С-25 "Беркут" в ссрсдппс 1950-х годов. Возможно, ппа іогнчію бы ті исполь­зованы и оіечесівенпьіе бомбарлн- ровщнкн И 1-4 н Ту-2. Сл. молсіьі — мніпснн взісіаіп под управлением экипажа. а при подходе к зоне пора­жения ЗРК покидались экипажем та юсу прав іспнемшнспямпосугцесі — в ляпось автопилотом с коррекцией по pa шо, пиит

Позднее были соз таны само. іеіьі — мшпени на базе отсту живших уста­новленный срок эксп іуал. лііїш само — істов различных шпов н назначепня. имевших существенно различные
габаритно-массовые и летные харак­теристик 11. от і ют реб і ітелей до дальних бомбардировщиков.

Мншсіні: МнГ-15бнсМ, V1-I7M, М-І7Ф п МнГ-17М (МнГ-17ММ). М-19 н МпГ-19М выпускались па базе фронтовых неіребнієлен МпГ-15бнс, МнГ-17, МнГ-17Ф и псірсбіпе іей МнГ-19 различных модификаций; мпшсіпі; М-21. МнГ-21Е па базе самолетов МнГ-21 различных моди­фикаций; мишень Як-25М111 — па базе барражирующих перехваічнков Як — 25 иЯк-25М. мпшепь ІІЛ-28М соз ціпа па базе фронт ової о бомбардировщика

I Іл-28, мишень М-29 на базе у чебио- грснировочпогосамо іе і а 1 -29 “Дель­фи п"( "l)tІ/in") чехословацкой посі — роїікп. Наиболее крупные отсчссі — венные мншепн Ту-4М. Ту-16М соз­давались на базе бомбардировщиков ‘Гу-4, Ту-16; создав л шсь мшпенн п па базе других самолетов, в том числе п транспортных.

В сере шпе 1950-х ючов оньпиыс рабопа но соз taniiio шсіапщіонно управляемых аппаратов, в том чис іе и мншепен, велись ОКЬ-51 главною копе фу ктора 11.0.Сухої о с использо­ванием материальной части нсірс — бпіеля-бомбар інрокщпка Су-7Б. Кроме того, іта базе перехва і чнка Су-9 соз дівался іншої пруемый само- іст-ііс її. для оіработкп элементов комплексов раке і ного управляемою оружия — радиолокационных прнцс юв н сіанцпії наведення ракеї (какого- либо боевого воздействия па само let пс предполаї алось).

Все современные само leiы-мп — шепп, созданные на базе боевых самолсюв. могутосущссівлям. Н.1ЛС1 с В 111 шириной 40 м по заданной прої раммс. Прсдполсі пая полі оіовка п обслуживание мншепен осу тсс т — в іяюіся с использованием штатных аэродромных п технических средств

Беспп юшын самолеї-мпшепь МнГ-15М создан на базе самолет ов — пстрсбнтслсй МпГ-15 п МиГ-15бпс, выпускавшихся а в па промышлен­ностью Советскою Союза большой серией.

Работ по соз шито рсакшвного негребшеля 11-поколсппя были нача­ты но Посіаііовлсіино СМ СССР от

II марта 1947го ш1У«493-192.Тактико — техипческпе фсбоваипя к самолету были прсдставтспы командованием ВВС 30 апреля 1947 года.

Первый юшын экземпляр сам­олет С-1 (С-01) был пре вдавлен па испытания 19 іекабря н после прове­дення наземной дорабоїкн 30декабря был поднят в возду х. Второй опытный

Подпись: Учебно-тренировочный истребитель МиГ-15УТП Подпись:Подпись:Подпись:ІІОСІІІІ. ЮТИ 1.10 ПШШ'ПП писамолет С-2 (С-02) с крылом, позво- ляюшим осуіцесівлять подвеску дополи тельных топливных баков различной емкое пі был представлен на заводские испытания в середине апреля 1948 года.

Опытный самолет С-01 был пере­дан на испытания с двигателем RR “Nene-Г (тяга 2000 кг), второй про­тотип сдвш а гелем RR "Nene-II ‘(тяга 2700 кг).

Во время проведення заво іских испытаний самолетов С-1 п С-2 II > і апов {синем СМ СССР от 15 марта

1948 года №790-255 самолет под обоз­начением Ми1 -15 с двигателем РД-45 был запущен в серийное производство па заводе №1 в Куйбышеве. Государ — CIвсніїї. іе испытания проводились с 27 мая по 28 авгусіа 1948 года. 23 дві уста Постановлением СМ №3210- 1303 МнГ-15 был принт па воору­жение н запущен в массовое произ­водство па заводах №1 №153, №381.

Испытания серийною варианта самолеіа МиГ-15 с внесенными по ірсбованню военных доработками (самолет получил обозначение "СВ") проводились с 14 топя 1949 года но 7 января 1950 года.

И В. Сталин "заказал” постройку 15000 самолетов Выпуск самолета МнГ-15 в различных варнащах и модификациях производился на 8 заводах, всего в СССР построено 11073 экземпляра самолета. В Чехос­ловакии фирма Aero построила 1473 самолетов в вариантах S-102 (МнГ-15,833машіш)п5′-/(У(МнГ-15бііс). 2012 (2013) — в варианте SC-I02 (УТИМпГ-15) В Польше по лицензии произведено около 1000 самолетов I im-l (Ми1 15), Lim-2 (МпГ-15бис).

Постановлением СМ СССР or 14 мая 1949 года №1889-699 ОКБ-155 главного конструктора А. И Микояна задавалась работа по модификации истребителя МнГ-15 под двшатель ВК-1 с представлением самолета на Государственные испытания к 1 июля

1949 юла.

МнГ-15бнс, переоборудованный под установку двш ателя ВК-1 серий­
ный истрсбигсль МнГ-15, получил заводское наименование "СД" н первоначально именовался МиГ-17. Самолет был предьявлен на Государ — CIвенные испытания 13сентября 1949 года. Испытания несколько раз пре­рывались из-за помпажа двигателя.

Постановлением СМ СССР от 10 июня 1950 гола №2575-975 самолет МиГ-15бис с івіпателем ВК-1 был запушен в серийное производство с заменой на конвейерах авиазаводов МнГ-15 с двигателем РД-45Ф.

Переоборудование боевых само­летов в рідноуправляемьіе беспилот­ные мишени осуществлялось си іами АРЗ после выработки самолетами ресурса н в массовом порядке после снятия самолетов с вооружения н эксплуатации.

Подпись: 77

Подпись: невский Г.АСТИОН

Диапазон полеї ных высот мишени типа М-15 — 8000-13000 м, скорость горизонтальною полета па макси­ма и. ной высоте-880-950 км/ч. Общая продолжительность полета мишени — 55 минут.

ІІОСІІІІ. ЮТИ 1.10 ПШШ'ПП пиІІОСІІІІ. ЮТИ 1.10 ПШШ'ПП пиПодпись: Бестиюптый самолет-мишень М-21 на базе истребите w-перехватчика МиГ-21 ПФМ ІІОСІІІІ. ЮТИ 1.10 ПШШ'ПП пиРазвитием самолета МиГ-15 стал истребитель МиГ-17. Приказом МАП N851 or I сентября 1951 года было предписано начать серийное произ­водство самолета. Самолет МиГ-17 производи 1ся серийно в различных модификациях с 1951 по 1958 голы на шести авиазаводах страны. Всего произведено 7999 экземпляров па ави­азаводах в Горьком. Комсомольске — на-Амуре Куйбышеве, Новосибирске, Тбилиси, Харькове. По лицензии самолет производился в Чехословакии (457 экземпляров), в Польше (540 самолетов), в Китае (767 машин).

В копие 1952 года (по другим ынным — весной 1953 года) начался серийный выпуск новой мо шфнкаинн самолета — МнГ-17Ф. С 1953 гола выпускались самолеты с дорабо­танной системой питания, по позво — ІЯ. Ю соверена ть полеты при отри­цательных перегрузках.

При переоборудовании истреби­телей в беспилотные мишени МиІ -15біісМ нЛіні -17М(МнГ-17іІМ) оснащались агінараї уронив тома гики АПІІ-ГБЛ-17, АПВ-2-І1В н ПВ-2.

Постановление CM N286-133 о начале серийного производства пер­вого отечественного сверхзвукового истребителя МиГ-19 вышло 17 фев­раля 1954 года.

Всего на двух заводах выпущено 2069серийных самолетов МиГ-19 всех модификаций (фроіПовой истреби­тель, истреби і ель-перех ваз чик, фрон­товой разведчик н др.): 766 — Ново­сибирским авиазаводом №153 и 1303 — Горьковским авиазаводом №21 Часть выпущенных нетреби гелей была переоборудована в беспилотные мншенн М-19

Автоматика мишеней М-15 М 17, М-19 позволяла совершат ь небольшой набор эволюции в управляемом с земли беспилотнохт полете.

Самолеї-мишень М-21 многоразо — воі о применения выпускался на базе истреби і елей типа МнГ-21 — одного из самых массовых отечественных истреби і слей. М-21 позво іял имити­ровать средеіва воздушного напа­дения во всем диапазоне летно — тсхничсских характеристик, присущих базовому варианту самолета.

В середине 1960-х юдов ОКБ-155 и КБ СА (бывшее СКБ КАИ) разра­ботали варианты широко известных истребителей-перехватчи ков МиГ-2П1Ф и МнГ-21 ПФМ. предназ­наченные для применения в качестве беспилотных дистанционно управ­ляемых мишеней М-21 н М-2ІМ для т реннровки лстчиков-исіребителен ВВС и ПВО.

МиГ-21 выпускался серийно в 15 основных модификациях в течение 28 лет-с 1959по 1987 годы. Перехватчики МнГ-21 ПФ выпускались серийно на Горьковском авпазаводсс 1962 по 1964 годы тля ВВС и в 1964-1968 годах заводом "Знамя Труда" (Москва) для экспортных поставок; МнГ-21 ПФМ — выпускался с 1964 по 1965 годы дія ВВС па Горьковском авиазаводе и в 1966-1968 годах на заводе "Знамя Труда" па экспорт.

Состав бортового оборудования мншенн М-21 (М-2ІМ) доповняє і ся системой управ іешія полетом, теле­метрической аппаратурой, системой посшновкн акпншых и пассивных помех, устройством ликвидации мншенн в аварийной сп іуаціні; линзы Люпсбсрга. трассеры, аппаратура измерения величины промаха р іксі — устанавливаются в зависимости от постановки задачи; состав ні гаї ного оборудования истребителя сокра­щается. Время подготовки мншенн к старту на іехннческой позиции — 40 минут. Самолет-мишень выполняет полет но радиокомандам с наземного пункта управления, при лом сохра­нена возможность пилотііровапня самолет леїчпком при проведении летных испытаний и облета с целью проверки функционирования борто­вого комплекса аппаратуры дистан­ционного управлення.

В рамках конверсионных прог­рамм в НИМ ВВС разработана ми­шень, МііГ-2ІГ На АРЗ Министерства Обороны производи іась переделка самолетов в управляемые мишени — с самолета снималось все ненужное для обеспечения полета оборудование, устанавливалось оборудование для радиоуправления с наземного пункта шли специально оборудованною самолет а управления по специальным прої раммам Для обеспечения необ­ходимой центровки устанавливалась балансировочная масса. Мншенн Мн1 -211 выполняют управляемый взлет и эволюции в полете, манев­рирование, производится только на дозвуковых скоростях.

Ксозданию управляемых мишеней на базе крупносерийных оіечест-

Подпись: Фронтовой бомбардировщик Из-28 Подпись:Подпись:ІІОСІІІІ. ЮТИ 1.10 ПШШ'ПП пивенных боевых самолетов проявляют интерес и зарубежные страны. В частности, в начале 1996 года амери­канская фирма Tracer заявила о намерении и возможности переобо­рудования самолетов МиГ 2ІР и МнГ-21УМ в беспилотные мишени QMiG-21

Часть снятых с вооружения и эксплуатации в СССР (России) учеб­но-тренировочных самолетов L-29 была переоборудована в беспилотные мишени Практика показала, что мишени типа М-29 малоудовлетвори­тельны по своим пилотажным харак­теристикам

Поставлявшийся в СССР из Чехо­словакии учебно-тренировочный самолет L-29 “Дельфик"("Del/in") выпускался фирмой Aero для стран — членов Варшавского Договора. Само­лет широко использовался в военных летных училищах и учебных авиа­ционных центрах ДОСААФ

Проектирование реактивного учебно-тренировочного самолета для СССР н ряда стран Варшавского Договора начато на конкурсной основе В конкурсе (официально конкурс не объявлялся) на заклю­чительном этапе приняли участ не КБ А. С Яковлева с самолетом Як 30. чехословацкая фирма 1 его с L-29, Польша представила самолет TS-II ‘Iskra".

Проект первого чехословацкого реакт ИВНОІ о самолста был разработан в 1959 году под руководством Зденека Рублича (Zdenek Rubtic).

Прототип самолета — XL-29 с двшателем “Viper"Mk.20 английской фирмы Bristol Siddeley (тяга 795 кг) был полнят в воздух 5 апреля 1959 года. Сравнительные испытания самолета (третьего прототипа) проведены в 1961 году в СССР

Серийное производство самолетов I -29 на заводах фирмы Aero велось до 1973 года. За годы производства самолета его конструкция прак­тически не менялась.

Мишени Ил-28М созданные на базе самого массового от ечественного послевоенного фронтового бомбар — шровщика Ил-28.оснащались борто­вой аппаратурой автоматики АПП-І-БА-2В, АПВ-І-ПВ и АПВ-І. обеспечивавшей взлет и полет по за­данной программе и радиокомандам с наземного пункта управления.

Проектирование реактивного фронтового бомбардировщика велось ОКБ-240 в инициативном порядке. Эскизный проект самолета ут вержден С. В Ильюшиным 12января 1948года.

В 1948 году создание самолета было официально включено в план опыт­ного строительства Постановлением СМ СССР N2052-804 от 8 июня 1948 года, а 8 июля самолет был поднят в воздух. Согласно указанию И. В.Ста­лина предполагалась постройка 3000
самолетов, однако за юлы серийного выпуска было построено 6316 экзем­пляров самолета Ил-28 различных модификаций на авиазаводах: №30 в Москве, №64 в Воронеже, №’39 в Иркутске, №1 и №18 в Куйбышеве, №166 в Омске.

Подпись: Фронтовой бомбардировщик Ил-28ІІОСІІІІ. ЮТИ 1.10 ПШШ'ПП пиПодпись: Фронтовой бомбардировщик Ич-28 (Центрачьный аэродром. Москва) ІІОСІІІІ. ЮТИ 1.10 ПШШ'ПП пиПодпись: Буксировщик мишеней на базе фронтового разведчика 1ІЧ-28Р (ВВС Фитяндии) Подпись:Подпись: Бомбардировщик Ту-4 посчедних серий выпускаВыведенные нз эксплуатации в строевых частях ВВС самолеты Ил-28 переоборудовались в самоле гы-мише — ни. Бортовые системы автоматики само тет а-мишени отрабатывали пь на пилотируемом самолете — летающей лаборатории ЛИИ. В первых вариан­тах "беспилотной" мишени Ил-28М экипаж после взлета покидал самолет на парашютах. С конца 1950-х годов само теты-мишени Ил-28М оборудо­вались системой радиоуправления для обеспечения взлета, полета и посадки без экипажа на борту.

Кроме использования фронт ового бомбардировщика Ил-28 в качестве беспилотной мишени на полигонах пилотируемые самолеты И. і-28 ис­пользовались в качестве букенров — шиков мишеней. Буксировались планер-мишень 1ІМ-ЗЖ и 7БМ-2М. по которьіхі велась стрельба из пушек и пулеметов при тренировках іет — чиков самолетов-истребителей н расчетов зенитных аршллерннских орудии. Самолет буксирову і пла­нер-мишень на тросе длиной до 2,5 км и одновременно мої прицельно запустить с рабочей высоты іве ракетные мишени или сбросить две планирующие мишени типа ПМ-6. В Польшессамолета Ил-28 запускались ракетные ми ні сн и Мак-30, были разработаны и использовались букси­руемые мишени.

Первая отечественная беспи­лотная мишень на базе многомо­торного самолета выпускалась па авиаремонтных заводах и полигонных авиаремонтных мастерских путем переоборудования самолетов се­мейства Ту-4.

Тяжелый бомбардировщик Ту-4 проекінрова іся п строился по ука­занию И. В.Сталина (Решение ГКО от 6 июня 1945 года и Приказ НКАП от 22 июня 1945 года) как полный аналог самолета Boeing В-29 для ликвидации отставания СССР в іяжелой и дальней авиации. Назначенный срок для реали­зации проекта — два юда.

В качестве прототипов были испо іьзованьї три из четырех амери­канских самолетов В-29, совершивших аварийные посадки после бомбар­дировок Японии в 1944 году на аэро фомахСССРна Дальнем востоке.

В постройке самолета Б-4 и при изготовлении для него оборудования было задействовано более900 заводов различных наркоматов. Макеї само­лета был собран в 1946 году. Первый прототип Б-4 (на НМСІ юванне Ту-4 было официально присвоено в 1948 і оду, с начата 1950-х годов использовалось

Подпись: Дальний бомбардировщик Ту-16К-11-16ІІОСІІІІ. ЮТИ 1.10 ПШШ'ПП пиІІОСІІІІ. ЮТИ 1.10 ПШШ'ПП пи

наименование — изделие “Р”) был полня г в воздух 19 мая 1947 гола. Первый экземтярса мо лета отличался от американского прототипа приме­нением отечественного стрелкового и бомбовою вооружения, системой госопозиавания, связными радио­станциями.

Всею па трех авиазаводах (N22 Казань, с 1947 юда — N18 Куйбышев, с 1948 года — N23 Москва) до 1952 года выпушено 847 нз 1000 запланирован­ных по указанию И. В.Сталина экзем­пляров самолета Ту-4 различных мо­дификаций. Ту-4 рсмонз провались на Конотопском авиаремонтном заводе.

Мишень Ту-16М создавалась на базе Ту-16 различных модификации. С самолета снимались все снсісмьі бортового вооружения, частично демонтировалось оборудование, одновременно самолеты-мишени дооснашались специальной бортовой аппаратурой: “190", МГПУ, ИПІУ-1, ACM, СО-112У, “Факсл-М", "Факел — МСМ" РТС, РТС-9, автопилотом АП-6. Для имитации самолетов — постановшиков радиоэлектронных помех часть мишеней Ту-16М обору­довалась станциями помеховых сиг­налов СПС-141. СПС-142.

Дальний бомбардировщик Ту-16 разрабп гывался с 1949 года, прототип

— "Самолет 88” совершил первый полет в 1952 юду. Самолет Ту-16 в раз­личных модификациях выпускался серийно до 1963 года на авиазаводах №1"Проіресс" и №18 в Куйбышеве, №64 в Воронеже. №22 в Казани. Всего выпущено 1509 сериииых экземпляров самолета и два про­тотипа. Ремонт самолетов Ту-16 различных модификаций осуществ­лялся на Николаевском авиаре­монтном заводе, на авнарсмзаводе в городе Пушкине(Лснинградская обл.) и ряде других заводов МО СССР. Самолеты Ту-16 всех модификации сняты с вооружения ВВС и ВМФ России в 1994 году.

Следует отметить, что выпол­нение стрельб зенитными управ­ляемыми ракетами по беспилотным самолс і ам-мишеням не всегда закан­чивалось фатально для целей. Даже при подрыве боевон части ракеты в непосредственной близости не про­исходило разрушение самолета, иногда сохранялась возможность продолжения управляемого полета, но в любом случае даже при промахе

— самолет-мишень разрушался при выраболке горючего при ударе о землю. В Советском Союзе с 1955 года решался вопрос о повторном
использовании мишеней, созданных па базе серийных самолетов. При­мененная на мишенях аппаратура позволяла без участия экипажа с наземного пункта управления произ­води і ь взлез, полет с маневри­рованием. Посадку самолета-мише­ни на аэродроме взлета в случае
сохранения се работоспособности после обстрела 1УР или истреби- телями-перехвазликами произво­дили с использованием воздушных командных пунктов — самолетов управления.

В 1959-1960 годах с использо­ванием двух самолетов управления

ІІОСІІІІ. ЮТИ 1.10 ПШШ'ПП пиУТИ МиГ-15проводичись испытания трех первых мишеней Ту-16Мс новым комплексом бортовой аппаратуры. С самолета управления обеспечивалась только посадка; взлет, полет с манев­рированием и заход па посадку беспилотных мишеней производились под контролем наземных средств наблюдения и управления.

Управление мишенями произво­дится с наземного командного пункта (предусмотрена возможность совер­шения полета по программе). Конт­роль за нахождением самолетов — мишеней в воздушном пространстве и соблюдением установленной трассы полета осуществляется РЛС круї ової о обзора Для управления самолетами — мишенями на взлетно-посадочных режимах соответствующим образом был дополнительно переоборудован учебпо-т рснировочпып самолс г Як-ll. Это позволяло оператору из кабины учлета управлять самолетом — мишенью при визуальном контакте.

Высотные мишени Як-2^МШ были созданы на базе барражи­рующего перехватчика Як-25М (ис­пользовались н самолеты Як-25)

Перехватчик Як-25, созданный на базе опытного самолет а Як-120, начал поступать в войска П ВО страны в 1953 году. Всегоавпационпойпромышлен­ностью страны выпущено 67 экзем­пляров самолета, после чего началось производство модифицированного вврианта — Як-25М. который осна­щался новыми івніателями и бор­товой РЛС. Перехватчик Як-25М начал поступать в войска ПВО страны в 19551 оду. Поздние серни самолетов выпускались с двигателями РД-5А Всего Саратовским авиазаводом N292 построено 406 экземпляров Як-25М (заводское обозначение самолета — изделие ”12/15"). Большинство само­летов-перехватчиков поступило для несения боевого дежурства в районах Крайнего Севера.

В качестве беспилотных мишенеи для решения специальных задач при имитации воздушных целен с исклю­чительно высокими летными харак­теристиками использовались и ап­параты, сиециальносозданныс на базе серийных пилотируемых самолетов.

В 1959 году в ОКБ-115 главного конструктора А. С.Яковлева на базе дальнего барражирующего истреби­теля-перехватчика Як-25 был создан дальний одноместный высотный самолет-разведчик Як-25РВ (РВ, Самолеты Як-25РВ (три фото) Беспилотный са мопет-мшиень Як-25МШ (нижнее фото)

Бсспи ютньи миші ни

Подпись: че бпо-тренировочные само четы Як-11 и Я к-30. па базе которых быт выпущены само четы управ чении само іетамч- мишенями

Як-РВ) с прямым крылом большого удлинения В ограниченном количест­ве авиационной промышленностью выпускались следующие модифика­ции самолета. Як-25РВ — беспилотный разведчик, Як-25РВ-1 и Як-25РВ-2 — беспилотная высотная радиоуправ­ляемая мишень (в некоторых публика­циях всі речае гея обозначение М-25).

Пилотируемый самолет Як-25РВ-1 создавался для отработки перехвата высот пых целей нет ребитслямп ПВО (без проведения стрельб, оценивался вывод перехва гінка на цель исезатва і радиолокационными средствами самолета-персхва гчнка). Мспьпаиня само істабьі їй проведены в 1961 году, а с середины 1962 года самолет производился серийно на заводе в Улан-Удэ. При нсобходимости Як — 25РВ-1 мог быть переоборудован в беспилотный вариант для исполь­зования в качссіве MHHICHH при проведении учебно-боевых сз ре. іьб.

Як-25РВ-2 — бссіппої наяра шоу л — равлясмая мишень создавалась для отработки перехвата и уничтожения воздушных целен на больших высотах ракетами киссов »земля-воздух” и “воздух-возду х”. У правление самоле­том производилось с наземного пунк га и ш со специально переобору­дованного самолета Як-30, на котором устанавливалась командная радио­станция. Всего было выпушено 10 экземпляров Як-25РВ-2.0ірабогка по Як-25РВ-2 боевою применения под­разделениями радиотехнических войск и зешпными ракетными комп­лексами позволила в реальных усло­виях найди н оірабої. ігь способы обнаружения и уничтожения широко известных американских высотных самолетов-разведчиков типа U-2, одни из которых был сбит 1 мая 1960 года под Свердловском ракетами зенитного ракетної о комплекса С-75. Тем самым была продемонстрирована высокая эффективность отечествен­ных ЭРК. отработка, опытные и учебно-боевые стрельбы которых осуществ лялись на беспилотных само — летах-мншенях по специальной прог­рамме. После завершення эксилуала­нин самолетов-разведчиков Ян-25РВ часть из них также была персобору — іованл в само іетм-мпіпснн.

О возможностях боевых самолетов даже без переоборудования совершать полет в автономном режиме с рабо­тающей снстемон автоматического управления свидетельствует сенсаци­онный полет истребителя МнГ-23М, выполненный 4 июля 1989 гола Взлетевший в Польше самолет авиа­ции Северной і рупиы войск был покинут пилотом в режиме набора высоты из-за неисправности двига­теля “Беспилотный” самолст после выхода двигателя на номинальный режим продолжил ПОЛСІ ПО СЛОЖНОІІ траекюрші над Балтийским морем, затем над территорией Германии и рухнул па дом в сельской местности Бельгии юлько после полной выра­ботки топлива. К большому сожале­нию незапланированный беспилот­ный полет закончился і нбелью граж­данина Бельгии.

На полін онах в интересах Войск ПВО ст раны и ПВОСухопутных войск испытыва шсь и использовались мишени еще нескольких типов.

В первой половине 1970-х голов по решению Правительства СССР была поставлена комплексная НИР ‘Заируда"и по изысканию путей зашиты Сухопуз пых войск, а особенно наступающих танков, от ударов
средств воздушною нападения про­тивнике В ходе выполнения рабозы была создана миіпень-пмитаiop запнспіі-іо вертолета огневой под­держки На территории Дош узского полигона было проведено опытное учение с боевыми стрельбами по вертолетам-мишеням ратлнчных видов оружия Сухопутных войск — танкової о. противотанкового, зенит­ного”.

Кроме использования устаревшей авиатехники в качестве беспилотных радиоуправляемых мишеней доста­точно широко пракіиковалось ис­пользование списанных само іетов и вер толе юн в качестве наземных мишеней для отработки штурмовых авпяударов фронтовой авиации.

На ядерных полигонах страны (Семипалатинском и Новоземелье — ком) при проведении наземных и атмосферных ядерных взрывов само­лст ыпр ІКТИЧССКІ1 всех находившихся в то время на вооружении в нашей стране типов использовались как наземные мишени для оценки пора­жающих факторов ядерных взрывов и для определения методов и средств зашиты авиатехники от оружия массової о поражения.

Основные характеристики боевых самолетов, использовавшихся при создании

беспилотных мишеней

Характеристики

МиГ-15

МиГ -15бис

МиГ-17Ф

МиГ-19С

МиГ-21ПФ

МиГ-21ПФУ

Разработчик

ОКБ-155 (ММ3 "Зенит", ОКБ им. А. И.Микояна)

Производство

Серийное

Состояние

Сняты с вооружения

Экипаж, чел

1

1

1

1

1

Размеры, м:

-длина

10,102

11,08

14,8 (14,1)

14,48 (14.1)

14,48 (14,1)

— размах крыла

10,085

9.628

9.0

7,154

7,154

— высота

Площадь крыла, м2

20,60

22,64

25,16

23,0

23,0

Масса, кг:

— взлетная

4820

5055

5340

7470-7560

7750

7820

— взлетная максимальная

5400

6100

6069

8500-8650

8770

9080

— пустого самолета

3380

3680

3940

5095-5170

5256

5383

— нагрузки

500

500

500

Запас топлива, кг (л)

1245

1173

1800

2280

2200

Двигатель, тип:

ТРД

ТРД

ТРД

ТРД

ТРД

ТРД

— марка

ВК-1

ВК-1Ф

ВК-1Ф

РД-9Б

Р-11Ф2-300

Р-11Ф2-300

— тяга, кг (мощность, л. с.)

2700

2700/3380

2700/3380

2 х 2600/3250

3950/6120

3950/6120

Дальность полета, км

950

900

1160(1940)

1390 (2200)

1400 (1900)

1300(1670)

Практический потолок, м

14625

15500

16600

17500

19000

19000

Скорость, км/ч:

— максимальная

1042

1107

1145

1450

2175

2230

— максимальная у земли

905

1076

1100

1150

1300

1300

— взлетная

235

— посадочная

160

178

170-190

235

280

250

Длина разбега, м

725

475-600

590

515

900

900

Длина пробега, м

740

670-880

850

1050

850

550

Пушечное вооружение

1 х 37 мм Н-37

23 мм

2×23 мм НР-23.

НР-30

ГШ-23Л

Характеристики

L-2B

Як-25

Як-25М

Як-25РВ

Ил-28

Ту-4

Ту-16

Разработчик

Aero

ОКБ-115 (ММ3 "Скорость’1)

ОКБ-240

ОКБ-156 (ММ3 "Опыт")

Производство

Серийное

Состояние

Сняты с вооружения

Экипаж, чел

2

2

2

1

3

10-11

6

Размеры, м:

-длина

10,81

15,665

17,17

17,65

30,18

34,8

— размах крыла

10,29

11,0

23,4

21,45

43,05

32,99

— высота

6.0

8.95

9,85

Площадь крыла, м2

18,80(19,85)

28,94

51,5

60,8

161,7

164,65

Масса, кг:

— взлетная

3320

18400

47500

75800

— взлетная максимальная

3427

9220

10045

9950

23200

66000

79000

— пустого самолета

2360

6210

6410

6175

12890

до 35270

39720

— нагрузки

3000

до 11300

9000

Запас топлива, кг (л)

3345

8150

(43800)

Двигатель, тип:

ТРД

ТРД

ТРД

ТРД

ТРД

пд

ТРД

— марка

М-701

АМ-5А

РД-5А

АМ-9

ВК-1А

АШ-73Т

АМ-3

— тяга, кг (мощность, л. с.)

890

2 х 2000/2600

2 х 2000/2600

2 х 2600/3250

2 х 2700

4 х (2400)

2 х 8750

Дальность полета, км

900

2010

(2560)

3500

2400

до 7500

5800

Практический потолок, м

11000

13900

13900

20500

14000

11200

13000

Скорость, км/ч:

— максимальная

655

1090

1097

870

906

558

960

— максимальная у земли

980

500

820

435

— взлетная

250

302

— посадочная

200

200

160

160-230

233

Длина разбега, м

775

800

875-1640

960-2210

2100

Длина пробега, м

825

850

900

1070-1750

1540

Пушечное вооружение

2 х 37 мм

4 х 23 мм

10 х 23 мм

7 х 23 мм

Н-37П

НР-23

НС-23

НР-23

ІІОСІІІІ. ЮТИ 1.10 ПШШ'ПП пиПодпись: « izu Подпись:Подпись: х—л.: .'.а,..— Баллистические ракеты средней дальности Р-5М и Р-12