ІІОСІІІІ. ЮТИ 1.10 ПШШ’ПП пи
В Советском Союзе широко прак — I окопалось создание мишеней на базе отрабоїавінпх ресурс серийных п крупносерийных боевых самолетов, коюрыс в паплучшеп сіспспн мог пі ими і ирода и, .пмлогпчные по пазпм — чешно н лстіїо-ісхпнческіїм хараые — рпсіпкам самолеты вероятною про — інвннка.
В 1952 го іу бы ю прнпяю правн — іельсі венное Решение о псрсобору — юваппн самолсюв, вырабоіавінпх ресурс, в ссппл тыс управляемые самолеты-Miiiiiciiii. Рса шзация прог — раммьісоздаїїііяміннспеіі іакого інгіа мої іа дать по пітонам ВВС п ПВО без сутнєє і венных іонол пн тельных з:і і par
мінпсіш с различными летно-техпн — чсскпмп харак ісрпс і икамн. с большой про юлжіп слы юс і ыо полета, практически нс имеющие ограничений по іраскіорнн полета. Оснащение таких мншенен дополните Н. ІЮІІ специальной аппаратурой позволяло имитировать воздушные цели боевые самолет противника с любой заданной ЭффСК І ИННОЙ поверхностью рассеяния, а также самолеты-пост — повшпкн помех рално юкацнонным станциям.
По всей видимости первыми послевоенными само летам и-мнше — пямп в СССР стали далышс бомбардировщики I ппа Sorth Iши кан Я-25С Mitchell. Последние, из снимавшихся с вооружения, бомбардировщики американского пронзводсіва, постав ісп — ные в годы войны по ленд — шзу, были использованы в качестве бсспило і пых мишеней, как п тяжелые бомбардп — ровшнкпТу-4 при 01 рабо ікезепн шо- ракст ных комплексов снсісмьі С-25 "Беркут" в ссрсдппс 1950-х годов. Возможно, ппа іогнчію бы ті использованы и оіечесівенпьіе бомбарлн- ровщнкн И 1-4 н Ту-2. Сл. молсіьі — мніпснн взісіаіп под управлением экипажа. а при подходе к зоне поражения ЗРК покидались экипажем та юсу прав іспнемшнспямпосугцесі — в ляпось автопилотом с коррекцией по pa шо, пиит
Позднее были соз таны само. іеіьі — мшпени на базе отсту живших установленный срок эксп іуал. лііїш само — істов различных шпов н назначепня. имевших существенно различные
габаритно-массовые и летные характеристик 11. от і ют реб і ітелей до дальних бомбардировщиков.
Мншсіні: МнГ-15бнсМ, V1-I7M, М-І7Ф п МнГ-17М (МнГ-17ММ). М-19 н МпГ-19М выпускались па базе фронтовых неіребнієлен МпГ-15бнс, МнГ-17, МнГ-17Ф и псірсбіпе іей МнГ-19 различных модификаций; мпшсіпі; М-21. МнГ-21Е па базе самолетов МнГ-21 различных модификаций; мишень Як-25М111 — па базе барражирующих перехваічнков Як — 25 иЯк-25М. мпшепь ІІЛ-28М соз ціпа па базе фронт ової о бомбардировщика
I Іл-28, мишень М-29 на базе у чебио- грснировочпогосамо іе і а 1 -29 “Дельфи п"( "l)tІ/in") чехословацкой посі — роїікп. Наиболее крупные отсчссі — венные мншепн Ту-4М. Ту-16М создавались на базе бомбардировщиков ‘Гу-4, Ту-16; создав л шсь мшпенн п па базе других самолетов, в том числе п транспортных.
В сере шпе 1950-х ючов оньпиыс рабопа но соз taniiio шсіапщіонно управляемых аппаратов, в том чис іе и мншепен, велись ОКЬ-51 главною копе фу ктора 11.0.Сухої о с использованием материальной части нсірс — бпіеля-бомбар інрокщпка Су-7Б. Кроме того, іта базе перехва і чнка Су-9 соз дівался іншої пруемый само- іст-ііс її. для оіработкп элементов комплексов раке і ного управляемою оружия — радиолокационных прнцс юв н сіанцпії наведення ракеї (какого- либо боевого воздействия па само let пс предполаї алось).
Все современные само leiы-мп — шепп, созданные на базе боевых самолсюв. могутосущссівлям. Н.1ЛС1 с В 111 шириной 40 м по заданной прої раммс. Прсдполсі пая полі оіовка п обслуживание мншепен осу тсс т — в іяюіся с использованием штатных аэродромных п технических средств
Беспп юшын самолеї-мпшепь МнГ-15М создан на базе самолет ов — пстрсбнтслсй МпГ-15 п МиГ-15бпс, выпускавшихся а в па промышленностью Советскою Союза большой серией.
Работ по соз шито рсакшвного негребшеля 11-поколсппя были начаты но Посіаііовлсіино СМ СССР от
II марта 1947го ш1У«493-192.Тактико — техипческпе фсбоваипя к самолету были прсдставтспы командованием ВВС 30 апреля 1947 года.
Первый юшын экземпляр самолет С-1 (С-01) был пре вдавлен па испытания 19 іекабря н после проведення наземной дорабоїкн 30декабря был поднят в возду х. Второй опытный
самолет С-2 (С-02) с крылом, позво- ляюшим осуіцесівлять подвеску дополи тельных топливных баков различной емкое пі был представлен на заводские испытания в середине апреля 1948 года.
Опытный самолет С-01 был передан на испытания с двигателем RR “Nene-Г (тяга 2000 кг), второй прототип сдвш а гелем RR "Nene-II ‘(тяга 2700 кг).
Во время проведення заво іских испытаний самолетов С-1 п С-2 II > і апов {синем СМ СССР от 15 марта
1948 года №790-255 самолет под обозначением Ми1 -15 с двигателем РД-45 был запущен в серийное производство па заводе №1 в Куйбышеве. Государ — CIвсніїї. іе испытания проводились с 27 мая по 28 авгусіа 1948 года. 23 дві уста Постановлением СМ №3210- 1303 МнГ-15 был принт па вооружение н запущен в массовое производство па заводах №1 №153, №381.
Испытания серийною варианта самолеіа МиГ-15 с внесенными по ірсбованню военных доработками (самолет получил обозначение "СВ") проводились с 14 топя 1949 года но 7 января 1950 года.
И В. Сталин "заказал” постройку 15000 самолетов Выпуск самолета МнГ-15 в различных варнащах и модификациях производился на 8 заводах, всего в СССР построено 11073 экземпляра самолета. В Чехословакии фирма Aero построила 1473 самолетов в вариантах S-102 (МнГ-15,833машіш)п5′-/(У(МнГ-15бііс). 2012 (2013) — в варианте SC-I02 (УТИМпГ-15) В Польше по лицензии произведено около 1000 самолетов I im-l (Ми1 15), Lim-2 (МпГ-15бис).
Постановлением СМ СССР or 14 мая 1949 года №1889-699 ОКБ-155 главного конструктора А. И Микояна задавалась работа по модификации истребителя МнГ-15 под двшатель ВК-1 с представлением самолета на Государственные испытания к 1 июля
1949 юла.
МнГ-15бнс, переоборудованный под установку двш ателя ВК-1 серий
ный истрсбигсль МнГ-15, получил заводское наименование "СД" н первоначально именовался МиГ-17. Самолет был предьявлен на Государ — CIвенные испытания 13сентября 1949 года. Испытания несколько раз прерывались из-за помпажа двигателя.
Постановлением СМ СССР от 10 июня 1950 гола №2575-975 самолет МиГ-15бис с івіпателем ВК-1 был запушен в серийное производство с заменой на конвейерах авиазаводов МнГ-15 с двигателем РД-45Ф.
Переоборудование боевых самолетов в рідноуправляемьіе беспилотные мишени осуществлялось си іами АРЗ после выработки самолетами ресурса н в массовом порядке после снятия самолетов с вооружения н эксплуатации.
Диапазон полеї ных высот мишени типа М-15 — 8000-13000 м, скорость горизонтальною полета па максима и. ной высоте-880-950 км/ч. Общая продолжительность полета мишени — 55 минут.
Развитием самолета МиГ-15 стал истребитель МиГ-17. Приказом МАП N851 or I сентября 1951 года было предписано начать серийное производство самолета. Самолет МиГ-17 производи 1ся серийно в различных модификациях с 1951 по 1958 голы на шести авиазаводах страны. Всего произведено 7999 экземпляров па авиазаводах в Горьком. Комсомольске — на-Амуре Куйбышеве, Новосибирске, Тбилиси, Харькове. По лицензии самолет производился в Чехословакии (457 экземпляров), в Польше (540 самолетов), в Китае (767 машин).
В копие 1952 года (по другим ынным — весной 1953 года) начался серийный выпуск новой мо шфнкаинн самолета — МнГ-17Ф. С 1953 гола выпускались самолеты с доработанной системой питания, по позво — ІЯ. Ю соверена ть полеты при отрицательных перегрузках.
При переоборудовании истребителей в беспилотные мишени МиІ -15біісМ нЛіні -17М(МнГ-17іІМ) оснащались агінараї уронив тома гики АПІІ-ГБЛ-17, АПВ-2-І1В н ПВ-2.
Постановление CM N286-133 о начале серийного производства первого отечественного сверхзвукового истребителя МиГ-19 вышло 17 февраля 1954 года.
Всего на двух заводах выпущено 2069серийных самолетов МиГ-19 всех модификаций (фроіПовой истребитель, истреби і ель-перех ваз чик, фронтовой разведчик н др.): 766 — Новосибирским авиазаводом №153 и 1303 — Горьковским авиазаводом №21 Часть выпущенных нетреби гелей была переоборудована в беспилотные мншенн М-19
Автоматика мишеней М-15 М 17, М-19 позволяла совершат ь небольшой набор эволюции в управляемом с земли беспилотнохт полете.
Самолеї-мишень М-21 многоразо — воі о применения выпускался на базе истреби і елей типа МнГ-21 — одного из самых массовых отечественных истреби і слей. М-21 позво іял имитировать средеіва воздушного нападения во всем диапазоне летно — тсхничсских характеристик, присущих базовому варианту самолета.
В середине 1960-х юдов ОКБ-155 и КБ СА (бывшее СКБ КАИ) разработали варианты широко известных истребителей-перехватчи ков МиГ-2П1Ф и МнГ-21 ПФМ. предназначенные для применения в качестве беспилотных дистанционно управляемых мишеней М-21 н М-2ІМ для т реннровки лстчиков-исіребителен ВВС и ПВО.
МиГ-21 выпускался серийно в 15 основных модификациях в течение 28 лет-с 1959по 1987 годы. Перехватчики МнГ-21 ПФ выпускались серийно на Горьковском авпазаводсс 1962 по 1964 годы тля ВВС и в 1964-1968 годах заводом "Знамя Труда" (Москва) для экспортных поставок; МнГ-21 ПФМ — выпускался с 1964 по 1965 годы дія ВВС па Горьковском авиазаводе и в 1966-1968 годах на заводе "Знамя Труда" па экспорт.
Состав бортового оборудования мншенн М-21 (М-2ІМ) доповняє і ся системой управ іешія полетом, телеметрической аппаратурой, системой посшновкн акпншых и пассивных помех, устройством ликвидации мншенн в аварийной сп іуаціні; линзы Люпсбсрга. трассеры, аппаратура измерения величины промаха р іксі — устанавливаются в зависимости от постановки задачи; состав ні гаї ного оборудования истребителя сокращается. Время подготовки мншенн к старту на іехннческой позиции — 40 минут. Самолет-мишень выполняет полет но радиокомандам с наземного пункта управления, при лом сохранена возможность пилотііровапня самолет леїчпком при проведении летных испытаний и облета с целью проверки функционирования бортового комплекса аппаратуры дистанционного управлення.
В рамках конверсионных программ в НИМ ВВС разработана мишень, МііГ-2ІГ На АРЗ Министерства Обороны производи іась переделка самолетов в управляемые мишени — с самолета снималось все ненужное для обеспечения полета оборудование, устанавливалось оборудование для радиоуправления с наземного пункта шли специально оборудованною самолет а управления по специальным прої раммам Для обеспечения необходимой центровки устанавливалась балансировочная масса. Мншенн Мн1 -211 выполняют управляемый взлет и эволюции в полете, маневрирование, производится только на дозвуковых скоростях.
Ксозданию управляемых мишеней на базе крупносерийных оіечест-
венных боевых самолетов проявляют интерес и зарубежные страны. В частности, в начале 1996 года американская фирма Tracer заявила о намерении и возможности переоборудования самолетов МиГ 2ІР и МнГ-21УМ в беспилотные мишени QMiG-21
Часть снятых с вооружения и эксплуатации в СССР (России) учебно-тренировочных самолетов L-29 была переоборудована в беспилотные мишени Практика показала, что мишени типа М-29 малоудовлетворительны по своим пилотажным характеристикам
Поставлявшийся в СССР из Чехословакии учебно-тренировочный самолет L-29 “Дельфик"("Del/in") выпускался фирмой Aero для стран — членов Варшавского Договора. Самолет широко использовался в военных летных училищах и учебных авиационных центрах ДОСААФ
Проектирование реактивного учебно-тренировочного самолета для СССР н ряда стран Варшавского Договора начато на конкурсной основе В конкурсе (официально конкурс не объявлялся) на заключительном этапе приняли участ не КБ А. С Яковлева с самолетом Як 30. чехословацкая фирма 1 его с L-29, Польша представила самолет TS-II ‘Iskra".
Проект первого чехословацкого реакт ИВНОІ о самолста был разработан в 1959 году под руководством Зденека Рублича (Zdenek Rubtic).
Прототип самолета — XL-29 с двшателем “Viper"Mk.20 английской фирмы Bristol Siddeley (тяга 795 кг) был полнят в воздух 5 апреля 1959 года. Сравнительные испытания самолета (третьего прототипа) проведены в 1961 году в СССР
Серийное производство самолетов I -29 на заводах фирмы Aero велось до 1973 года. За годы производства самолета его конструкция практически не менялась.
Мишени Ил-28М созданные на базе самого массового от ечественного послевоенного фронтового бомбар — шровщика Ил-28.оснащались бортовой аппаратурой автоматики АПП-І-БА-2В, АПВ-І-ПВ и АПВ-І. обеспечивавшей взлет и полет по заданной программе и радиокомандам с наземного пункта управления.
Проектирование реактивного фронтового бомбардировщика велось ОКБ-240 в инициативном порядке. Эскизный проект самолета ут вержден С. В Ильюшиным 12января 1948года.
В 1948 году создание самолета было официально включено в план опытного строительства Постановлением СМ СССР N2052-804 от 8 июня 1948 года, а 8 июля самолет был поднят в воздух. Согласно указанию И. В.Сталина предполагалась постройка 3000
самолетов, однако за юлы серийного выпуска было построено 6316 экземпляров самолета Ил-28 различных модификаций на авиазаводах: №30 в Москве, №64 в Воронеже, №’39 в Иркутске, №1 и №18 в Куйбышеве, №166 в Омске.
Выведенные нз эксплуатации в строевых частях ВВС самолеты Ил-28 переоборудовались в самоле гы-мише — ни. Бортовые системы автоматики само тет а-мишени отрабатывали пь на пилотируемом самолете — летающей лаборатории ЛИИ. В первых вариантах "беспилотной" мишени Ил-28М экипаж после взлета покидал самолет на парашютах. С конца 1950-х годов само теты-мишени Ил-28М оборудовались системой радиоуправления для обеспечения взлета, полета и посадки без экипажа на борту.
Кроме использования фронт ового бомбардировщика Ил-28 в качестве беспилотной мишени на полигонах пилотируемые самолеты И. і-28 использовались в качестве букенров — шиков мишеней. Буксировались планер-мишень 1ІМ-ЗЖ и 7БМ-2М. по которьіхі велась стрельба из пушек и пулеметов при тренировках іет — чиков самолетов-истребителей н расчетов зенитных аршллерннских орудии. Самолет буксирову і планер-мишень на тросе длиной до 2,5 км и одновременно мої прицельно запустить с рабочей высоты іве ракетные мишени или сбросить две планирующие мишени типа ПМ-6. В Польшессамолета Ил-28 запускались ракетные ми ні сн и Мак-30, были разработаны и использовались буксируемые мишени.
Первая отечественная беспилотная мишень на базе многомоторного самолета выпускалась па авиаремонтных заводах и полигонных авиаремонтных мастерских путем переоборудования самолетов семейства Ту-4.
Тяжелый бомбардировщик Ту-4 проекінрова іся п строился по указанию И. В.Сталина (Решение ГКО от 6 июня 1945 года и Приказ НКАП от 22 июня 1945 года) как полный аналог самолета Boeing В-29 для ликвидации отставания СССР в іяжелой и дальней авиации. Назначенный срок для реализации проекта — два юда.
В качестве прототипов были испо іьзованьї три из четырех американских самолетов В-29, совершивших аварийные посадки после бомбардировок Японии в 1944 году на аэро фомахСССРна Дальнем востоке.
В постройке самолета Б-4 и при изготовлении для него оборудования было задействовано более900 заводов различных наркоматов. Макеї самолета был собран в 1946 году. Первый прототип Б-4 (на НМСІ юванне Ту-4 было официально присвоено в 1948 і оду, с начата 1950-х годов использовалось
наименование — изделие “Р”) был полня г в воздух 19 мая 1947 гола. Первый экземтярса мо лета отличался от американского прототипа применением отечественного стрелкового и бомбовою вооружения, системой госопозиавания, связными радиостанциями.
Всею па трех авиазаводах (N22 Казань, с 1947 юда — N18 Куйбышев, с 1948 года — N23 Москва) до 1952 года выпушено 847 нз 1000 запланированных по указанию И. В.Сталина экземпляров самолета Ту-4 различных модификаций. Ту-4 рсмонз провались на Конотопском авиаремонтном заводе.
Мишень Ту-16М создавалась на базе Ту-16 различных модификации. С самолета снимались все снсісмьі бортового вооружения, частично демонтировалось оборудование, одновременно самолеты-мишени дооснашались специальной бортовой аппаратурой: “190", МГПУ, ИПІУ-1, ACM, СО-112У, “Факсл-М", "Факел — МСМ" РТС, РТС-9, автопилотом АП-6. Для имитации самолетов — постановшиков радиоэлектронных помех часть мишеней Ту-16М оборудовалась станциями помеховых сигналов СПС-141. СПС-142.
Дальний бомбардировщик Ту-16 разрабп гывался с 1949 года, прототип
— "Самолет 88” совершил первый полет в 1952 юду. Самолет Ту-16 в различных модификациях выпускался серийно до 1963 года на авиазаводах №1"Проіресс" и №18 в Куйбышеве, №64 в Воронеже. №22 в Казани. Всего выпущено 1509 сериииых экземпляров самолета и два прототипа. Ремонт самолетов Ту-16 различных модификаций осуществлялся на Николаевском авиаремонтном заводе, на авнарсмзаводе в городе Пушкине(Лснинградская обл.) и ряде других заводов МО СССР. Самолеты Ту-16 всех модификации сняты с вооружения ВВС и ВМФ России в 1994 году.
Следует отметить, что выполнение стрельб зенитными управляемыми ракетами по беспилотным самолс і ам-мишеням не всегда заканчивалось фатально для целей. Даже при подрыве боевон части ракеты в непосредственной близости не происходило разрушение самолета, иногда сохранялась возможность продолжения управляемого полета, но в любом случае даже при промахе
— самолет-мишень разрушался при выраболке горючего при ударе о землю. В Советском Союзе с 1955 года решался вопрос о повторном
использовании мишеней, созданных па базе серийных самолетов. Примененная на мишенях аппаратура позволяла без участия экипажа с наземного пункта управления производи і ь взлез, полет с маневрированием. Посадку самолета-мишени на аэродроме взлета в случае
сохранения се работоспособности после обстрела 1УР или истреби- телями-перехвазликами производили с использованием воздушных командных пунктов — самолетов управления.
В 1959-1960 годах с использованием двух самолетов управления
УТИ МиГ-15проводичись испытания трех первых мишеней Ту-16Мс новым комплексом бортовой аппаратуры. С самолета управления обеспечивалась только посадка; взлет, полет с маневрированием и заход па посадку беспилотных мишеней производились под контролем наземных средств наблюдения и управления.
Управление мишенями производится с наземного командного пункта (предусмотрена возможность совершения полета по программе). Контроль за нахождением самолетов — мишеней в воздушном пространстве и соблюдением установленной трассы полета осуществляется РЛС круї ової о обзора Для управления самолетами — мишенями на взлетно-посадочных режимах соответствующим образом был дополнительно переоборудован учебпо-т рснировочпып самолс г Як-ll. Это позволяло оператору из кабины учлета управлять самолетом — мишенью при визуальном контакте.
Высотные мишени Як-2^МШ были созданы на базе барражирующего перехватчика Як-25М (использовались н самолеты Як-25)
Перехватчик Як-25, созданный на базе опытного самолет а Як-120, начал поступать в войска П ВО страны в 1953 году. Всегоавпационпойпромышленностью страны выпущено 67 экземпляров самолета, после чего началось производство модифицированного вврианта — Як-25М. который оснащался новыми івніателями и бортовой РЛС. Перехватчик Як-25М начал поступать в войска ПВО страны в 19551 оду. Поздние серни самолетов выпускались с двигателями РД-5А Всего Саратовским авиазаводом N292 построено 406 экземпляров Як-25М (заводское обозначение самолета — изделие ”12/15"). Большинство самолетов-перехватчиков поступило для несения боевого дежурства в районах Крайнего Севера.
В качестве беспилотных мишенеи для решения специальных задач при имитации воздушных целен с исключительно высокими летными характеристиками использовались и аппараты, сиециальносозданныс на базе серийных пилотируемых самолетов.
В 1959 году в ОКБ-115 главного конструктора А. С.Яковлева на базе дальнего барражирующего истребителя-перехватчика Як-25 был создан дальний одноместный высотный самолет-разведчик Як-25РВ (РВ, Самолеты Як-25РВ (три фото) Беспилотный са мопет-мшиень Як-25МШ (нижнее фото)
Бсспи ютньи миші ни
Як-РВ) с прямым крылом большого удлинения В ограниченном количестве авиационной промышленностью выпускались следующие модификации самолета. Як-25РВ — беспилотный разведчик, Як-25РВ-1 и Як-25РВ-2 — беспилотная высотная радиоуправляемая мишень (в некоторых публикациях всі речае гея обозначение М-25).
Пилотируемый самолет Як-25РВ-1 создавался для отработки перехвата высот пых целей нет ребитслямп ПВО (без проведения стрельб, оценивался вывод перехва гінка на цель исезатва і радиолокационными средствами самолета-персхва гчнка). Мспьпаиня само істабьі їй проведены в 1961 году, а с середины 1962 года самолет производился серийно на заводе в Улан-Удэ. При нсобходимости Як — 25РВ-1 мог быть переоборудован в беспилотный вариант для использования в качссіве MHHICHH при проведении учебно-боевых сз ре. іьб.
Як-25РВ-2 — бссіппої наяра шоу л — равлясмая мишень создавалась для отработки перехвата и уничтожения воздушных целен на больших высотах ракетами киссов »земля-воздух” и “воздух-возду х”. У правление самолетом производилось с наземного пунк га и ш со специально переоборудованного самолета Як-30, на котором устанавливалась командная радиостанция. Всего было выпушено 10 экземпляров Як-25РВ-2.0ірабогка по Як-25РВ-2 боевою применения подразделениями радиотехнических войск и зешпными ракетными комплексами позволила в реальных условиях найди н оірабої. ігь способы обнаружения и уничтожения широко известных американских высотных самолетов-разведчиков типа U-2, одни из которых был сбит 1 мая 1960 года под Свердловском ракетами зенитного ракетної о комплекса С-75. Тем самым была продемонстрирована высокая эффективность отечественных ЭРК. отработка, опытные и учебно-боевые стрельбы которых осуществ лялись на беспилотных само — летах-мншенях по специальной программе. После завершення эксилуаланин самолетов-разведчиков Ян-25РВ часть из них также была персобору — іованл в само іетм-мпіпснн.
О возможностях боевых самолетов даже без переоборудования совершать полет в автономном режиме с работающей снстемон автоматического управления свидетельствует сенсационный полет истребителя МнГ-23М, выполненный 4 июля 1989 гола Взлетевший в Польше самолет авиации Северной і рупиы войск был покинут пилотом в режиме набора высоты из-за неисправности двигателя “Беспилотный” самолст после выхода двигателя на номинальный режим продолжил ПОЛСІ ПО СЛОЖНОІІ траекюрші над Балтийским морем, затем над территорией Германии и рухнул па дом в сельской местности Бельгии юлько после полной выработки топлива. К большому сожалению незапланированный беспилотный полет закончился і нбелью гражданина Бельгии.
На полін онах в интересах Войск ПВО ст раны и ПВОСухопутных войск испытыва шсь и использовались мишени еще нескольких типов.
В первой половине 1970-х голов по решению Правительства СССР была поставлена комплексная НИР ‘Заируда"и по изысканию путей зашиты Сухопуз пых войск, а особенно наступающих танков, от ударов
средств воздушною нападения противнике В ходе выполнения рабозы была создана миіпень-пмитаiop запнспіі-іо вертолета огневой поддержки На территории Дош узского полигона было проведено опытное учение с боевыми стрельбами по вертолетам-мишеням ратлнчных видов оружия Сухопутных войск — танкової о. противотанкового, зенитного”.
Кроме использования устаревшей авиатехники в качестве беспилотных радиоуправляемых мишеней достаточно широко пракіиковалось использование списанных само іетов и вер толе юн в качестве наземных мишеней для отработки штурмовых авпяударов фронтовой авиации.
На ядерных полигонах страны (Семипалатинском и Новоземелье — ком) при проведении наземных и атмосферных ядерных взрывов самолст ыпр ІКТИЧССКІ1 всех находившихся в то время на вооружении в нашей стране типов использовались как наземные мишени для оценки поражающих факторов ядерных взрывов и для определения методов и средств зашиты авиатехники от оружия массової о поражения.
Основные характеристики боевых самолетов, использовавшихся при создании
Характеристики |
МиГ-15 |
МиГ -15бис |
МиГ-17Ф |
МиГ-19С |
МиГ-21ПФ |
МиГ-21ПФУ |
Разработчик |
ОКБ-155 (ММ3 "Зенит", ОКБ им. А. И.Микояна) |
|||||
Производство |
Серийное |
|||||
Состояние |
Сняты с вооружения |
|||||
Экипаж, чел |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Размеры, м: |
||||||
-длина |
10,102 |
11,08 |
14,8 (14,1) |
14,48 (14.1) |
14,48 (14,1) |
|
— размах крыла |
10,085 |
9.628 |
9.0 |
7,154 |
7,154 |
|
— высота |
||||||
Площадь крыла, м2 |
20,60 |
22,64 |
25,16 |
23,0 |
23,0 |
|
Масса, кг: |
||||||
— взлетная |
4820 |
5055 |
5340 |
7470-7560 |
7750 |
7820 |
— взлетная максимальная |
5400 |
6100 |
6069 |
8500-8650 |
8770 |
9080 |
— пустого самолета |
3380 |
3680 |
3940 |
5095-5170 |
5256 |
5383 |
— нагрузки |
500 |
500 |
500 |
|||
Запас топлива, кг (л) |
1245 |
1173 |
1800 |
2280 |
2200 |
|
Двигатель, тип: |
ТРД |
ТРД |
ТРД |
ТРД |
ТРД |
ТРД |
— марка |
ВК-1 |
ВК-1Ф |
ВК-1Ф |
РД-9Б |
Р-11Ф2-300 |
Р-11Ф2-300 |
— тяга, кг (мощность, л. с.) |
2700 |
2700/3380 |
2700/3380 |
2 х 2600/3250 |
3950/6120 |
3950/6120 |
Дальность полета, км |
950 |
900 |
1160(1940) |
1390 (2200) |
1400 (1900) |
1300(1670) |
Практический потолок, м |
14625 |
15500 |
16600 |
17500 |
19000 |
19000 |
Скорость, км/ч: |
||||||
— максимальная |
1042 |
1107 |
1145 |
1450 |
2175 |
2230 |
— максимальная у земли |
905 |
1076 |
1100 |
1150 |
1300 |
1300 |
— взлетная |
235 |
|||||
— посадочная |
160 |
178 |
170-190 |
235 |
280 |
250 |
Длина разбега, м |
725 |
475-600 |
590 |
515 |
900 |
900 |
Длина пробега, м |
740 |
670-880 |
850 |
1050 |
850 |
550 |
Пушечное вооружение |
1 х 37 мм Н-37 |
23 мм |
||||
2×23 мм НР-23. |
НР-30 |
ГШ-23Л |
Характеристики |
L-2B |
Як-25 |
Як-25М |
Як-25РВ |
Ил-28 |
Ту-4 |
Ту-16 |
Разработчик |
Aero |
ОКБ-115 (ММ3 "Скорость’1) |
ОКБ-240 |
ОКБ-156 (ММ3 "Опыт") |
|||
Производство |
Серийное |
||||||
Состояние |
Сняты с вооружения |
||||||
Экипаж, чел |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
10-11 |
6 |
Размеры, м: |
|||||||
-длина |
10,81 |
15,665 |
17,17 |
17,65 |
30,18 |
34,8 |
|
— размах крыла |
10,29 |
11,0 |
23,4 |
21,45 |
43,05 |
32,99 |
|
— высота |
6.0 |
8.95 |
9,85 |
||||
Площадь крыла, м2 |
18,80(19,85) |
28,94 |
51,5 |
60,8 |
161,7 |
164,65 |
|
Масса, кг: |
|||||||
— взлетная |
3320 |
18400 |
47500 |
75800 |
|||
— взлетная максимальная |
3427 |
9220 |
10045 |
9950 |
23200 |
66000 |
79000 |
— пустого самолета |
2360 |
6210 |
6410 |
6175 |
12890 |
до 35270 |
39720 |
— нагрузки |
3000 |
до 11300 |
9000 |
||||
Запас топлива, кг (л) |
3345 |
8150 |
(43800) |
||||
Двигатель, тип: |
ТРД |
ТРД |
ТРД |
ТРД |
ТРД |
пд |
ТРД |
— марка |
М-701 |
АМ-5А |
РД-5А |
АМ-9 |
ВК-1А |
АШ-73Т |
АМ-3 |
— тяга, кг (мощность, л. с.) |
890 |
2 х 2000/2600 |
2 х 2000/2600 |
2 х 2600/3250 |
2 х 2700 |
4 х (2400) |
2 х 8750 |
Дальность полета, км |
900 |
2010 |
(2560) |
3500 |
2400 |
до 7500 |
5800 |
Практический потолок, м |
11000 |
13900 |
13900 |
20500 |
14000 |
11200 |
13000 |
Скорость, км/ч: |
|||||||
— максимальная |
655 |
1090 |
1097 |
870 |
906 |
558 |
960 |
— максимальная у земли |
980 |
500 |
820 |
435 |
|||
— взлетная |
250 |
302 |
|||||
— посадочная |
200 |
200 |
160 |
160-230 |
233 |
||
Длина разбега, м |
775 |
800 |
875-1640 |
960-2210 |
2100 |
||
Длина пробега, м |
825 |
850 |
900 |
1070-1750 |
1540 |
||
Пушечное вооружение |
— |
2 х 37 мм |
— |
4 х 23 мм |
10 х 23 мм |
7 х 23 мм |
|
Н-37П |
НР-23 |
НС-23 |
НР-23 |